Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Футбол – командный вид спорта, цель которого — забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда противника. Занятия футболом позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, улучшают подвижность в суставах, развивают силу, скорость, выносливость, способствуют формированию широкого спектра двигательных навыков, развивают волевые качества. Широкий диапазон вариативности нагрузки позволяет использовать футбол как средство реабилитации в различных видах общефизической подготовки.
Доступность, зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания в различных типах учебных заведений. В структуре высшего образования в области физической культуры футбол входит в цикл основных физкультурно-спортивных дисциплин. На занятиях школьники получают не только теоретические знания об основных этапах возникновения и развития футбола, сущности и основных правилах игры, но и осваивают основные приемы и тактики игры. Бег со сменой направления и скорости, прыжки, развитие волевых качеств, тактического мышления – все это необходимые составляющие каждой тренировки.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ
1.1. Требования к физической подготовленности футболистов в современном футболе
По мнению специалистов, современный футбол характеризуется нарастающей интенсификацией игры, высоким уровнем индивидуального технико-тактического мастерства игроков, высокой степенью импровизации, широким арсеналом тактических средств игры, преобладанием атакующих действий над оборонительными. Несомненно, в последние десятилетия футбол прогрессирует гораздо быстрее, появляются новые принципы подготовки футболистов, заключающиеся в постоянном совершенствовании физической подготовленности, универсальности их действий. При этом постоянно возрастают значение инициативы в действиях игроков и, следовательно, требования к индивидуальной технико-тактической оснащенности.
Сегодня в футболе преобладает высокий уровень организации игры, при котором нападение и защита осуществляются большим количеством игроков, что предполагает подготовку игроков с высоким техническим мастерством, богатым тактическим репертуаром и атлетическими действиями. В настоящее время значительно увеличились требования к физической подготовке игроков, а также к быстроте, ловкости, выносливости, силе и прыгучести. Футболист во время игры подвергается чрезвычайно высокой, экстремальной нагрузке, что требует высокого уровня функциональных возможностей и развития волевых качеств. Уровень физической подготовки в современном футболе имеет первостепенное значение. Поэтому с каждым годом становится все более актуальным поиск методик, которые совершенствуют технику, тактику и физическую подготовку.
Отечественный футбол также добился значительных успехов в этом плане. Не утратив высоких технологий и универсальной тактики, отечественные футболисты стали более чем боеспособными, после того, как специалисты признали, что только при достижении футболистами высокой физической подготовленности передовые технологии и современная тактика могут быть максимально эффективными. Благодаря тому, что во время игры одни приемы и действия сменяются другими в постоянно меняющихся ситуациях, двигательная активность футболистов весьма разнообразна.
1.2. Физическая подготовка в футболе, ее особенности и виды
Физическая подготовка является одним из основных разделов учебно-тренировочного процесса в любом виде спорта. Это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья. В целом, под физической подготовкой следует понимать процесс улучшения физического состояния футболиста. Неслучайно основными ее задачами являются: улучшение уровня здоровья, всестороннее физическое развитие спортсмена, повышение общей работоспособности организма, его функциональных возможностей.
Физическая подготовка делится на общую и специальную. Как правило, в учебно-тренировочном процессе задачи общей и специальной физической подготовки органично связаны и тесно переплетаются. Целью общей физической подготовки (ОФ) является достижение высокой работоспособности, слаженности деятельности отдельных органов и систем организма, общего спортивного развития спортсменов.
Цели:
1. содействовать правильному физическому развитию, укреплению здоровья, формированию правильной осанки;
2. развивать двигательные качества (быстрота, сила, координационные способности - ловкость, выносливость, гибкость);
3. сформировать и совершенствовать жизненно важные двигательные навыки и умения (бег, прыжки, метание, плавание и др.);
4. укрепить основные звенья опорно-двигательного аппарата и групп мышц, на которые ложится основная нагрузка в спортивной игре.
Таким образом, общая физическая подготовка направлена на всестороннее развитие спортсмена.
Целью специальной физической подготовки (СФП) является развитие и совершенствование свойственных футболисту физических качеств и функциональных возможностей. Поэтому специальная физическая подготовка футболистов должна строиться с учетом характера игровой деятельности футболистов уже на первых этапах тренировочного процесса, становясь тем самым фундаментом совершенствования технико-тактического мастерства. Некоторые специалисты считают, что специальная физическая подготовка направлена главным образом на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств, строго применительно к требованиям избранного вида спорта [5].
1.3. Характеристика и классификация подвижных игр
Подвижные игры как средство тренировки юных футболистов имеют ряд особенностей. Наиболее характерными из них являются активность и самостоятельность игроков, коллективность действий и непрерывность изменения условий деятельности. Деятельность игроков подчиняется правилам игры, регулирующим их поведение и взаимоотношения. Правила облегчают выбор тактики действий и управление игрой. Отношения между игроками определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы - внекомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр.
Некомандные игры можно разделить на игры с лидерами и без них. Также командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех игроков; игры с поочередным участием (эстафеты). Командные игры также отличаются формой поединка игроков. Есть игры без включения игроков в борьбу с противником, а в других, наоборот, с ним активно борются. Более подробная классификация игр основана на их разделении на подвижные действия. Различают игры: имитация (с подражательными действиями); преодоление препятствий; с мячом, палками и другими предметами; с сопротивлением; с ориентацией (по слуховым и зрительным сигналам). Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями игры. Каждая группа имеет свои особенности в выборе игры.
Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания, обязательно должна обеспечивать решение максимально возможного количества воспитательных и оздоровительных задач.
Требования, предъявляемые к подвижным играм
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Организация исследования
Нами была проверена экспериментальным путем эффективность применения специализированных эстафет и подвижных игр на тренировочном этапе у футболистов.
В работе нами были использованы следующие методы:
1. Анализ научной литературы. Анализ специальной литературы показал, что в футболе накоплен большой опыт развития физических качеств. На этом этапе были сформулированы цель и задачи исследования.
2. Педагогическое наблюдение – в ходе эксперимента мы наблюдали за детьми, выделили 2 группы (контрольную и экспериментальную).
3. Педагогическое тестирование. Для оценки эффективности разработанной нами методики были измерены физические качества группы футболистов до использования подвижных игр и эстафет и через месяц работы. Измерения производились по следующим параметрам:
1. Бег 15 метров с высокого старта (сек.)
2. Бег 30 метров с высокого старта (сек.)
3. Бег 15 м с хода (сек.)
4. Бег 30 м с хода (сек.)
5. Бег метров (сек.)
6. Челночный бег 3х10 метров (сек.)
4. Педагогический эксперимент заключался в проведении занятий с экспериментальной группой, включающих подвижные игры и эстафеты.
5. Методы математической статистики. Полученные результаты обрабатывали математическими методами.
В исследовании принимали участие дети 10-12 лет в количестве 10 человек. Они были разделены на 2 группы - опытную и контрольную. Все испытуемые относились к основной медицинской группе. Контрольная группа тренировалась по стандартной методике подготовки футболистов, а экспериментальная группа - по разработанным нами комплексам.
Далее провели повторную диагностику и проанализировали полученные результаты, сделали выводы.
2.2. Комплекс подвижных игр и эстафет
Экспериментальная группа занималась по выбранными нами играм и эстафетам. Каждое занятие включало 4 игры и 2 эстафеты.
Подвижные игры для развития быстроты юных футболистов
«Бег за мячом»
Содержание:
Дети делятся на 2 команды, каждая рассчитывается по порядку и выстраивается за линией старта. Ведущий с мячом в руках располагается напротив команд в 10 м от линии старта. Бросив мяч вперед, он называет какой-либо порядковый номер. Названные игроки бегут за мячом. Тот, кто первый овладеет мячом, приносит команде очко.
Время игры:
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не сделает по 3 рывка.
Побеждает команда с наибольшим количеством очков.
«Переправа»
Содержание:
Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу игроки, продвигаясь прыжком на одной (правой, левой) ноге, пересекают площадку и должны как можно быстрее оказаться за «домашней» линией соперника. Побеждает та команда, игроки которой соберутся за противоположной линией первой. Последний игрок, закончивший движение, выбывает из игры. Затем следуют прыжки в обратном направлении, и снова последний выбывает из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется двое-трое самых выносливых прыгунов. Определить команду-победителя несложно по количеству игроков на площадке.
Подвижные игры для развития дистанционной скорости юных футболистов
«Круглые шары»
Содержание:
Две команды располагаются по кругу: одна снаружи, другая внутри, лицом к центру.
По сигналу ребята передвигаются легкими прыжками (боковым шагом) по кругу. Один круг слева, другой справа. При этом игроки внутреннего круга берутся за руки.
По свистку все останавливаются. Игроки внешнего круга должны быстро сесть, а игроки внутреннего круга быстро развернуться (разцепив руки) и коснуться тех, кто не успел сесть. Тот, кого коснулись, становится цепью внутреннего круга. Игра продолжается, только круги двигаются в противоположном направлении.
Время игры: игра продолжается до тех пор, пока большинство игроков во внешнем круге не будут затронуты. После этого участники игры меняются ролями. По правилам, игроки внешнего круга не должны отходить от внутреннего круга более чем на один шаг (иначе трудно пройти). Побеждает та команда, чьи игроки смогут затронуть больше игроков за равное количество попыток.
«Успеть догнать»
Подготовка: играют 20 человек.
Содержание:
Участники располагаются на беговой дорожке стадиона на одинаковом расстоянии друг от друга.
Например, если играют 16 человек, то на 400-метровой дорожке они стоят на расстоянии 25 м друг от друга.
По сигналу все участники начинают бег с низкого или высокого старта. Задача каждого не дать догнать себя бегущему сзади, и в то же время задеть рукой впереди идущего. Те, кого задели, выбывают из игры и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают бежать.
Время игры: игра продолжается, пока не останется один человек — победитель.
Подвижные игры для развития выносливости юных футболистов
«Поезда»
Содержание:
Две равные команды выстраиваются в колонну по очереди, взявшись за руки перед стоящим впереди или взяв его за пояс. Колонны стоят параллельно друг другу на расстоянии 3-5 шагов.
Перед колоннами проводится стартовая линия, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 15-20 метров ставится стойка или другой предмет.
По сигналу игроки в колоннах бегут вперед к стойке, обходят ее и возвращаются. Побеждает та команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разбиваясь, и раньше всей колонной пересекли стартовую линию.
Возможен вариант, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т.е. сначала бегает первый номер до стойке, затем к ней присоединяется второй и они бегают вместе, затем третий и т.д. Так как в этом варианте игра требует выносливости, при его повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Значение футбола трудно недооценить. Помимо того, что этот вид спорта является самым популярным в мире, занятия футболом требуют от игроков развития практически всех двигательных качеств, положительно влияют на здоровье и показатели физической работоспособности занимающихся.
Физическая подготовка футболиста является одним из ключевых факторов достижения высокого уровня профессионального мастерства. Для успешной деятельности необходимо овладеть всем техническим арсеналом футбола, и особую роль в этом играет тренировочный этап тренировок, когда закладываются основы будущего успеха. Физическое развитие футболистов и совершенствование технического мастерства находятся в прямой зависимости от средств и методов спортивной тренировки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнян А.П. Подвижные игры и эстафеты на занятиях по футболу в вузе. Учебнометодическое пособие / сост. А.П. Арутюнян. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. – 66 с.
2. Ахмеров, Э.К. Футбол для начинающих: учебное пособие / Э.К.Ахмеров. - Минск: Полымя, 2010. - 78 с.
3. Ашибоков, М.Д. Футбол: учебное пособие /М.Д Ашибоков. - Майкоп: изд-во АГУ, 2012. - 28с.
4. Белич, А. Футбол: Методика. / А.Белич. // Спорт в школе. - 2010. - № 13, - С. 3-48.
5. Бобкова, Е.Н. Возрастная динамика скоростных способностей мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития. / Е.Н. Бобкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 4. - С. 41.
6. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых. / пер. с итал. / Хорст Вайн. - Москва: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2013. - 244с.
7. Возняк А. Н. Динамические наблюдения за развитием физиологических изменений у подростков под влиянием занятий спортом - М.: Физкультура и спорт, 2013 - стр.38.
8. Кузнецов, А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11-12 лет) / А.А. Кузнецов - Москва: Олимпия, Человек, 2011. - 208 с.
9. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. - Москва: Советский спорт, 2012. - С. 208.
10. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культуры /Под ред. А.А. Гужаловского. - Москва: Физкультура и спорт, 2011. - 352с.
11. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения [Текст]: монография / А.В. Петухов. - Москва: Советский спорт, 2009. - 232 с. Пименов, М.П. Футбол: специальные упражнения / М.П.Пименов - Киев,2013. - 188 с.
12. Плои, Б.И. Новая школа в футбольной тренировке / Б.И. Плои. - Москва: Терра- Спорт, 2012. - 240 с.
13. Ратов, И.П. Совершенствование движений в спорте/ И.П. Ратов, Ф.Н. Насриддинов - Ташкент: Издательство Ибн Сины, 2012. - 152 с.
14. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лесаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2011. - 520 с.
15. Тюленков, С.Ю. Футбол в зале: система подготовки. - Москва: Терра-Спорт,2010-86с.